Персональный сайт педагога-психолога

Скоморохи Ирины Александровны

Скомороха И.А., 2025

Родителям

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ: психологическая поддержка подростка

Первый год обучения в средней школе это новый этап школьной жизни ребенка. Пятиклассники – это новички, которым предстоит привыкнуть к совершенно новым условиям и правилам жизни в образовательной среде.

Во взаимодействии с детьми данного возраста необходимо учитывать их стремление к самостоятельности и признанию себя, как отдельной личности.

I. Характерные особенности младшего подростка

1. Взаимодействие со сверстниками:

-общение приобретает большую зрелость;

-сверстники становятся более значимыми, их мнение превалирует над мнением значимых взрослых;

-дети одного пола могут рассматриваться как соперники;

-внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

-на первое место в общении выходит позиционный мотив, стремление занять определенное место в коллективе сверстников;

-приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними;

-неустойчивость контактов, эмоциональность;

-происходит разрыв между мальчиками и девочками, но межполовое общение активизируется;

-развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах;

-ищут группу ровесников того же пола;

-ориентируются на внешние и внутренние характеристики сверстников.

2. Взаимодействие с родителями

-к значимым взрослым начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки;

-ослабевает зависимость от оценки взрослых

3. Взаимодействие с педагогами

-стремятся заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога;

-сравнивают педагога с другими педагогами и родителями;

-меняется роль взрослого: от делового партнера к коммуникатору, необходимому для общения.

4. Особенности эмоционально-волевой сферы

-развивается личностная рефлексия, начинают активно размышлять по поводу своих действий;

-начинают узнавать и дифференцировать свои личностные качества;

-впервые происходит осознание потребности в саморазвитии; нравится исследовать свои возможности;

-хотят ощущать себя в положении человека с определенными обязанностями, ответственностью и доверием;

-в образ «Я» включается чувство умелости, компетентности;

-осознают свои собственные возможности;

-формируется умение прогнозировать последствия действий, будущих событий, выдвижение гипотез;

-возникает познавательная рефлексия - способность к осознанию причин учебных успехов и неудач;

-происходит становление воли, умения совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

-резко выражают свои чувства: сначала говорят, а потом думают;

- свободно выражают свои эмоции, эмоционально быстро включаются в споры;

II. Психологическая поддержка ребёнка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

-забыть о прошлых неудачах ребёнка;

-помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей;

-позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

-помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботится о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у взрослого. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок должен быть погружен в занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Если в жизни ребенка есть школа, спорт, активное живое общение с друзьями, любимое хобби – ему не страшны любые зависимости, включая зависимость от социальных сетей и компьютерных игр.

Для того, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1. Опираться на его сильные стороны.

2. Избегать подчёркивания промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены его работой. Даже незначительные успехи следует подчеркивать.

4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение.

5. Проводить с ним больше времени.

6. Уметь общаться и слышать, что он говорить.

7.Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

8.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

9.Принимать индивидуальность ребёнка.

10.Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.

11.Демонстрировать оптимизм.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»);

высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать»);

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребёнка; приблизить своё лицо к его лицу; обнять его;

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Возьмите на вооружение правило: «Восемь поддерживающих действий в день».

III. Нравственные правила и семейные установки

В поведении мальчиков положительно оцениваются чуткость и внимание к женщинам, девочкам. Осуждению подлежат грубость, унижение, наговоры, третирование слабых. Для закрепления положительных мужских черт целесообразно проводить туристские и загородные прогулки, во время которых мальчики выполняют непривычные поручения, а также обнаруживают способности к взаимовыручке. Полезно привлекать их к более сложной работе по дому, на даче, в огороде.

В воспитании девочек важно стремиться к тому, чтобы красота у них ассоциировалась с естественностью и чистотой. При этом под чистотой следует понимать не только соблюдение некоторых правил личной гигиены, но и опрятность, уход за кожей лица, волосами и т. д. Культура поведения предъявляет девочкам не меньшие требования, чем к мальчикам. В общении с ними они должны быть вежливыми и внимательными. Недопустимы такие формы поведения, как назойливость, заискивание.

Вербальное общение является неотъемлемой частью жизни современных подростков. Предъявляйте к нему те же требования, что и к живому общению. Есть одно универсальное правило: «Не делай в виртуальном мире ничего такого, чего не сделал бы в публичном месте в окружении незнакомых людей». Интернет именно такое место.

Родителям и учителям следует поощрять совместные игры мальчиков и девочек, походы в кино, за город.

За подростками необходимы доброжелательный надзор, увлечение их интересными занятиями — спортом, музыкой, рукоделием и др.

-более точно дифференцируют эмоции, ориентируются в их выражении;

-начинает развиваться чувство юмора;

-развиваются социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения);

-повышается эмоциональное реагирование на трудности, появляется чувство одиночества;

IV. Психологическая подготовка учащихся к проверочным работам

 - Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Важно стремление узнавать новое и исправлять возможные ошибки.

-Не повышайте тревожность ребенка накануне проверочных работ - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

-Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

-Наблюдайте за самочувствием ребенка.

-Контролируйте режим дня ребенка, не допускайте перегрузок объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

-Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

-Помогите детям распределить время учебы и отдыха. Режим дня для подростка не менее важен, чем у учащегося начальной школы.

-Заранее приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Делайте домашние задания в определенное время и выделяйте точный временной отрезок для работы по каждому предмету.

-Обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдыхать и как следует выспаться перед учебным днем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей первоклассников - посмотреть

Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания

1. Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребенка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты – неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ему, что Вы «с ним вместе». Подчеркивайте его позицию школьника, взрослого.

2. Не старайтесь выполнить за ребенка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому. Это очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо–холодно»). Если Вы видите, что Ваш малыш увлечен работой – отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.

3. Длительность занятий с ребенком в первом классе не должна превышать 15 –20 минут. В общей сложности за день время занятий не должно превышать 60 минут.

4. При тренировке чтения желательно, чтобы ребенок читал по 15–20 минут, но каждый день. То же касается письма.

5. Не заставляйте ребенка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро устанет, и писать будет все хуже. Утомительный монотонный труд только отваживает от учения.

6. При письме важно, чтобы ребенок проговаривал звуки слова. Пусть он бубнит» – это полезный навык на начальном этапе обучению письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».

7. Позвольте своему ребенку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно: некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребенку научиться играть. Стимулируйте своего ребенка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах, например, игру «в школу».

Для тренировки определенных способностей полезно упражняться с ребенком в неспецифической (т.е. не связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения создают базу для развития школьных навыков и могут применяться как до школы, так и во время обучения. В этом случае важно, чтобы у ребенка сохранялся интерес к этим упражнениям. Старайтесь разнообразить их форму, придумывать игровые элементы. Если ребенок не хочет больше играть в «игру», не настаивайте. Предложите ему другую. Помните, что в любой игре ребенку важно Ваше участие.

Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами», или ролевые игры. Это такие игры, как «Дочки–матери», «Магазин» и т.п. Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям следует обратить внимание на игру своего ребенка. Если ребенок не умеет или не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает более выгодные» роли – скажем, в игре в дочки–матери девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с другими детьми, переиначивает по–своему вплоть до конфликта сюжет игры – это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам.

В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить играть своего ребенка: поиграйте сами со своим ребенком. Дети часто просят родителей поиграть с ними: старайтесь не отказываться, покажите своему малышу, как надо играть. Вспомните, каким насыщенным играми было ваше детство! Наши дети и не подозревают о том, какие раньше были игры. Важно при этом, чтобы малышу Ваша игра тоже была интересна. Ролевые игры не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого. Как вы думаете, сможет ли ваш ребенок отгадать ваши три заветных желания?

Рекомендации по нормализации детско-родительских отношений

Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок выступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

Важно помнить о том, что социальная адаптация детей с нарушениями развития напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения.

В повседневной жизни матери всех «особых» детей испытывают огромные трудности воспитательного характера. Воспитание как социализирующий процесс, прежде всего, решает проблему адаптации ребенка к самостоятельной жизни, обучения правилам и нормам социально принятого поведения, доброму отношению, любви к матери и к другим близким.

Родители должны знать, что не адекватные воспитательные подходы с их стороны (гипоопека, физические наказания, гиперопека, воспитание в культе болезни и др.) формируют личностную неустойчивость ребенка, наносят колоссальный вред его психическому здоровью. Ребенок должен быть включен в повседневную жизнь семьи. Правильное распределение обязанностей будут способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

Предложенные рекомендации ориентированы на формирование конструктивных отношений в системе «родитель – ребенок с нарушением развития».

Развитие умения общения с детьми

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка.

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть.

Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

– ­­­­­барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами); – барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

 

Сервисы по оказанию психологической помощи/номер телефона

Время  работы

Целевая   аудитория

Общероссийская  горячая линия  детского телефона доверия

8 (800) 2000-122

круглосуточно

Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения

Горячая линия кризисной психологической помощи

8 (800) 600-31-14

круглосуточно

Экстренная психологическая помощь детям, подросткам их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии. Получить консультацию можно

оставить письменное обращение на сайте www.psychologmgppu.ru

Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России

8 (495) 989-50-50

круглосуточно

Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Анонимный телефон доверия ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

8 (495) 637-70-70

круглосуточно

Психиатрическая помощь

Горячая линия по вопросам домашнего насилия

8 (495) 637-22-20

круглосуточно

Психологическая, социальная, юридическая помощь

Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи

8 (800) 222-55-71

круглосуточно

Психологическая помощь студенческой молодежи

Горячая линия Российского Красного Креста

8 (800) 700 44 50

круглосуточно

Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих

Горячая линия помощи родителям проекта

бытьродителем.рф

8 (800) 444-22-32

(доб. 714)

с 9.00

до 21.00

(по мск) в будни

Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми

Чат-бот по оказанию психологической помощи

Ссылка для входа:

https://vk.com/psy

_myvmeste

с 09:00

до 00:00

(по мск)

Сервис по оказанию бесплатной психологической поддержки населению

Дата последнего обновления страницы 14.09.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»