Одной из важных организационных задач деятельности психолога в образовательном учреждении является планирование работы на год. Можно говорить, по крайней мере, о двух видах планирования деятельности педагогом-психологом образовательного учреждения:
перспективное планирование — на весь учебный год и на отдельные его периоды в соответствии с особенностями данного учреждения, требованиями администрации и т.п.;
текущее планирование — на такие периоды, как рабочая неделя, месяц;
в свою очередь, планирование на рабочую неделю включает и ежедневное планирование.
В целом планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется как целями и задачами, так и видом и конкретными запросами данного образовательного учреждения. Вся деятельность педагогического коллектива школы, в которой учатся дети с ОВЗ, ориентирована в первую очередь на формирование у ребенка таких образовательных и трудовых умений и навыков (в соответствии с имеющимися у него возможностями), которые помогут ему в дальнейшем в социальной адаптации в обществе, в выборе соответствующей его возможностям профессии и успешной трудовой адаптации.
Направления, особенности и объем психологической работы на весь учебный год должны быть согласованы и утверждены как с администрацией образовательного учреждения так и (что желательно) с руководством психологической службы образования (по методической линии - школьным, региональным методическим объединением).
Существует, по крайней мере, две формы перспективного планирования: проектное планирование и планирование по направлениям деятельности. Перспективное планирование осуществляется, как правило, в начальный период деятельности педагога-психолога: преимущественно в августе — начале сентября. В основе перспективного планирования — цели и задачи деятельности психолога на ближайший учебный год, которые раскрываются в конкретных видах работы и реализуются в различных формах.
Общая схема перспективного планирования представляет собой следующую цепочку: цели — содержание работы — виды работы — адекватные формы и средства реализации. Все это должно быть в той или иной мере отражено в документации по перспективному планированию. Возможными источниками целеполагания (целей и задач) в деятельности педагога-психолога могут выступать: цели и задачи, вытекающие из учебной программы образовательного учреждения на текущий год; актуальные проблемы образовательной среды учреждения, выявленные с помощью анализа деятельности учреждения в предыдущем году. Желательно в перспективном планировании отразить способы оценки собственной деятельности и критерии ее эффективности.
Основной формой перспективного планирования на настоящий момент можно считать планирование по направлениям деятельности. Здесь учитываются непосредственно основные направления деятельности психолога.
Таким образом, вся деятельность педагога-психолога может быть конкретизирована по единицам деятельности. К ним относятся:
диагностическая деятельность;
консультативная деятельность;
коррекционно-развивающая работа;
экспертная работа;
организационно-методическая деятельность;
просветительская работа.
Психопрофилактическое направление деятельности психолога образования (как одно из направлений деятельности службы практической психологии) может быть составлено из приведенных единиц деятельности. И развивающая, и экспертная работа, как и диагностическая (оценочная) и консультативная деятельность, могут реализовываться как прогностически-профилактическая работа предупреждению или предотвращению негативных влияний, включаться в сопровождение ребенка с выраженными трудностями в обучении (даже в условиях обучения по программам специального образования) в качестве профилактических мер.
При планировании по направлениям и видам деятельности в соответствующих разделах плана необходимо указать (без углубленной детализации), по какому направлению, виду, в каких формах предполагается тот или иной вид деятельности.
Виды и направления работ психолога должны соответствовать стажу, опыту работы, а также исходить из соответствующей профессиональной подготовки, повышения квалификации. В первую очередь это должно касаться коррекционно-развивающей, просветительской и организационно-методической работы. При согласовании плана работ с методическими структурами службы (руководителем соответствующего структурного подразделения службы, методистом методобъединения практических психологов, методистом ППМС-центра специалистом управления образования, курирующим службу специальной психологии и др.) необходимо детализировать, охарактеризовать и доказать свою компетентность в проведении тех или иных предполагаемых направлений деятельности и получить согласие на их проведение. В том случае, когда мероприятия планируются в обобщенном виде, необходимо отметить их начало и окончание (в разделе «Сроки проведения»). Например, какому-либо мероприятию может соответствовать запись: «Сентябрь — май». В случае планирования отдельных конкретных мероприятий — сроки проведения должны быть указаны более точно. Дополнительно может быть конкретизирован и характер отчетности, где отражается вид отчетных материалов по данному разделу работы (например, аналитический отчет, примерная тематика семинаров, статистический анализ, заключения по результатам обследования, наименование сертификата по повышению квалификации, в том числе наименование учреждения, в котором будет проходить повышение квалификации и т.п.).
В таком разделе, как «Коррекционно-развивающая деятельность», должно быть в краткой форме пояснено, какие конкретно организационные формы и виды деятельности планируются психологом в рамках его компетентности, запросов учреждения и собственных интересов. Например: «Индивидуальная коррекционная работа с детьми с особенностями аффективно-эмоциональной сферы», «Формирование произвольного компонента деятельности у детей с парциальной несформированностью (по результатам скринингового наблюдения)» и т.п. Аналогичным образом в разделе «Сроки проведения» отмечаются приблизительные сроки проведения соответствующих развивающих или коррекционных мероприятий, если возможно — периоды реализации тех или иных коррекционно-развивающих программ, тренингов. В примечании может быть указано, например, примерное количество детей, участвующих в соответствующей программе, тренинге, необходимое для проведения помещение и т.п.
При планировании «Экспертных работ» следует уделить внимание соотношению плановых экспертиз (проведение консилиумов, психолого-педагогических комиссий, педагогических советов экспертного характера, участие в программах экспертизы специализированных психолого-педагогических программ и т.п.) и возможных внеплановых экспертиз. Например, отвести время в течение учебного года возможным внеплановым консилиумам по запросам педагогов, сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и т.п.
Планирование раздела «Организационно-методическая работа» должно вестись в соответствии с общим планом данного вида работы образовательного учреждения.
В разделе «Направления, виды и формы работы» желательно отметить конкретные темы семинаров, выступлений на методическом объединении, планируемых для коллег психологов, других специалистов, а также конкретные сроки их проведения. Здесь же отмечается и планируемое повышение квалификации, овладение новыми диагностическими, развивающими и коррекционными программами.
В разделе «Просветительская работа» желательно отразить конкретные темы семинаров для родителей детей и подростков, непосредственно для подростков, а также темы семинаров или групповых консультаций просветительской направленности для других участников образовательного процесса или смежных специалистов. В примечании к этому направлению деятельности необходимо указать категорию участников семинара или групповых консультаций, для которых эти работы планируются.
Подобная детализация перспективного планирования дает возможность в конце года оценить результат выполнения планируемых мероприятий по всем направлениям деятельности специалиста, а также оценить их корректировку на протяжении учебного года. В свою очередь, характер выполнения заявленных работ, реализованный их объем дает возможность составить в конце учебного года аналитический отчет с указанием того, что удалось, а что не удалось, и по каким причинам. Все это является необходимой информацией для обсуждения на методобъединении практических психологов, основой для аттестации специалиста.
Текущее планирование собственной деятельности связано с достаточно большим количеством факторов, среди которых наиболее важными являются особенности образовательного учреждения (в соответствии с его типом), деятельности специалиста, в том числе принятое в данном образовательном учреждении (области, регионе) нормирование затрат времени как в целом для психолога, так и по отдельным видам работ.
В первую очередь необходимо ориентироваться на соответствующие нормативные документы. Следует неукоснительно помнить, что вся нормативно-правовая документация, обращенная к службе практической психологии, относится и к педагогу-психологу , работающему в коррекционных классах на базе общеобразовательных школ, а также в структуре ППМС-центров.
К разряду текущего планирования можно отнести непосредственное планирование рабочей недели (месяца) в виде конкретного расписания. В нем (с учетом перспективного планирования, планов и запросов администрации, педагогов и смежных специалистов, а также особенностей детей отражается все конкретное содержание деятельности психолога по дням недели и по часам.
Непосредственное расписание работы имеет смысл составлять на рабочую неделю с учетом неизменяемости общей структуры деятельности психолога в течение как минимум одного месяца.
Расписание проведения отдельных видов работ, например, консультирование родителей/педагогов, проведение плановых консилиумов (комиссий), посещение уроков (если такой вид работы включен в деятельность психолога) нужно вывесить на кабинете психолога, чтобы другие участники образовательного процесса (а не только администрация) могли найти и согласовать со своим расписанием время для предъявления психологу имеющихся у них запросов.